Державин Г.Р.

Г.Р. Державин - Памятник

Классицизм

КЛАССИЦИЗМ(отлат.Classicus-образцовый) – направление в литературе и искусстве XVII - нач. XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Требует строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств.

Исторические корни классицизма и его идейная основа

Складывается в Западной Европе с конца XVI века. Достигает подъема вXVII столетии в связи с расцветом абсолютной монархии во Франции при Людовике XIV.

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе. В то время человек считался всего лишь слугой своего государства, отсюда главная идея классицизма—гражданское служение. Понятие долга стало для этого литературного направления ключевым. В основе эстетики классицизма лежала концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями.Тот, кто живет рассудком, служит обществу, государству, монарху, способенсамовыразиться, утвердиться в жизни, стать победителем.

Цель классицизма—просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам, идеалам, образцам. Таким «идеалом» послужила культура античного мира.

В Россию классицизм пришел во второй четверти XVIII века.

Это литературное направление продолжило свое существование до начала XIX века, пока ему на смену не пришли сентиментализм и романтизм.

Основные черты классицизма в литературе:

Строгое соблюдение законов жанра, разделение на высокие жанры—оду, трагедию, героическую поэму и низкие—комедию, сатиру, басню. Высокие жанрыотражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты.?В низких изображалась повседневная жизнь обычных людей. Здесь могли появляться простолюдины, крестьяне.

Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

В драматургии - правило трех единств:единствоместа(все происходит в одном месте),единствовремени(все события должны развиваться в течение небольшого отрезка времени - суток),единстводействия(единая сюжетная линия должна пронизывать все произведение, «все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению»)

Использование героев-масок—устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу: девушка-госпожа (невеста), субретка (служанка, активно участвует в интриге), глуповатый (обманутый) отец, положительный герой-любовник, отрицательный герой-любовник (вместе с героиней образуют любовный треугольник), резонер (выражает авторскую позицию).

В результате девушка выходит замуж за положительного жениха.

Единство характеров героев, их односторонность, внутренняя статичность.

Однолинейностьхарактеров выражалась в том, что каждый герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть, мужество, благородство, алчность и т.д.). Отсутствие эволюции характеров. Схематизм в изображении персонажей.

Деление героев на положительных и отрицательных: одни действовали по велению разума, чувства долга, были добродетельны; другие являлись носителями порока, находились во власти эгоистических страстей. Положительные персонажи были склонны к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Герои («высоких» жанров) говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; они произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Использование «говорящих» фамилий персонажей.

В конфликте добра и зла, разума и глупости, долга и чувства всегда побеждали добро, разум, долг (порок был наказан, а добродетель торжествовала).

Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развертывания сюжета, стройности композиции, четкости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.

Остихотворении«Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Докольславяновродвселеннабудет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народахнеисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетеляхФелицывозгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Стихотворение было написано в1795году, относится к зрелому периоду творчества поэта. Изначально оно называлось «К музе». Стихотворение представляет собой вольноеподражание оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене» (муза трагедии). Кроме Державина к оде Горация обращались Ломоносов, Пушкин, Брюсов.

Первым перевод оды на русский язык сделал Ломоносов.Этот перевод был достаточно точным, отражал основные идеи и образы оригинала. Державин же предложил вольный перевод-переложение, написав стихотворение в соответствии с российской действительностью и собственными взглядами на поэзию и свои заслуги на поэтическом поприще.

Отражая нападки критиков, которые считали, что Державин занимается в этом стихотворении самовосхвалением, поэтсоветовал им не обращать внимания на напыщенный и торжественный слог. Державин говорил, что нужно вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу: ей удалось преодолеть границы классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, немалая заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении.

Термины

Стопа -повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер.

Хорейдвусложный стихотворный размер сударным первым слогом в стопе.

Схема: ?_

Пример:«Буря мглою небо кроет, // Вихри снежные крутя...» (А.С. Пушкин «Зимний вечер»)

Ямбдвусложный стихотворный размер сударным вторым слогом в стопе.

Схема: _ _?

Пример:«Мой дядя самых честных правил, // Когда не в шутку занемог, // Он уважать себя заставил // И лучше выдумать не мог» «А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Дактильтрехсложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

Схема:_? _ _

Пример:«В полном разгаре страда деревенская... // Доля ты! — русская долюшка женская! // Вряд ли труднее сыскать.» (Н. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...»)

Амфибрахийтрехсложный стихотворный размер с ударным вторым слогом в стопе.

Схема: _? _

Пример:«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, // И руки особенно тонки, колени обняв. // Послушай: далёко, далёко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф.» (Н. Гумилев «Жираф»)

Анапесттрехсложныйстихотворный размер с ударнымпоследним, третьим, слогом в стопе.

Схема:_ _ _?

Пример:«Ни страны, ни погоста // не хочу выбирать. // На Васильевский остров // я приду умирать.» (И. Бродский «Стансы»)

Made on
Tilda