Фет А.А. Поэзия

«Чистое искусство» (иначе — «искусство для искусства») — эстетическая теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным. Идеи «чистого искусства» проявились в позднем творчестве Пушкина (стихотворения «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), далее — у таких поэтов, как Тютчев, Фет.

Признаки:

  1. Поэзия намеков, догадок, умолчаний.
  2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
  3. Искусство не должно быть связано с жизнью.
  4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
  5. Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства»:

  1. Любовь. Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота.
  2. Природа. Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
  3. Искусство. Певучесть и музыкальность.

Стихотворения Фета

  • Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850 году. Оно является ярким примером любви Фета к природе, эта любовь у него порой даже сильнее, чем любовь к женщине. Особенностью стихотворения является то, что в нем нет ни одного глагола. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. После его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной причине – поэт в своем стихотворении затрону тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу.
  • Стихотворение «Вечер» было написано в 1855 году, и оно относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов. В стихотворении описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.
  • Стихотворение «Еще майская ночь» создано в 1857 году. Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!» Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!». И все дальнейшее развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Своим творчеством А.А. Фет учит нас радоваться тому, что создано природой, ведь мы тоже являемся ее неотъемлемой частью.
  • Стихотворение «Заря прощается с землёю…» написано в 1858 году. Здесь некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления. Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон». Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной. Поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью. В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и обещает вернуться.

  • Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» написано в 1877 году, когда поэт уже разменял шестой десяток, оно является произведением-воспоминанием, посвященным одному из самых светлых и счастливых периодов жизни Фета. Память о романтических свиданиях легла в основу стихотворения, наполненного радостью и, вместе с тем, острым чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно. Судя по всему, это была последняя ночь, которую он провел вместе с Марией Лазич, прощаясь с возлюбленной, но не подозревая о том, что меньше, чем через месяц она навсегда уйдет из его жизни. Фет еще не осознавал, что, отказываясь от- возлюбленной, он навсегда изменит свою жизнь, которая отныне будет лишена обычного человеческого счастья. Поэтому поэт признается, что «много лет прошло, томительных и скучных». Но воспоминания об утраченной любви с каждым годом становятся все острее и болезненнее, автора уже не радует финансовое благополучие, к которому он так стремился, и ради которого предал ту, которая, как оказалось, была для него дороже всех земных благ.
  • Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано в 1881 году. К этому моменту Афанасий Фет уже отошел от государственных дел, поселился в загородном имении и решил полностью посвятить себя литературе. Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра. Оно о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, а душа человека наполняется сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя.
  • Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы...» написано в 1883 году. Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой. Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. По мнению поэта, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье.
  • Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» написано в 1887 году. О том, что в стихотворении говорится о поэзии, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста — цепь образов-описаний пейзажа, объединенных мотивом внезапного изменения. Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией: весь текст — одно предложение. «Свежеющая мгла» свободного вдохновения необходима поэту для постижения главной и, по сути, единственной цели свободного искусства — красоты. Красота, по А. А. Фету, не только принадлежность и условие искусства, она — сущностное свойство мира и человека в этом мире.

Made on
Tilda