Фонвизин Д.И. Недоросль

Термины:

Внесценическиеперсонажи— персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене.

Деталь— значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл.

Диалог— форма общения персонажей, разговор действующих лиц, обмен репликами.

Реплика— это элемент сценического диалога: ответ действующего лица на слова партнера, а также последние слова одного персонажа, за которыми следует речь.

Ремарка— авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы.

Завязка— событие, которым начинается развитие действия в литературно-художественном произведении. Обычно дается в начале произведения, и тогда с нее начинается подъем сюжетной линии. В завязке чаще всего намечается конфликт.

Кульминация— наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

Развязка— исход событий, итоговый момент в создании художественного конфликта. Ставит смысловую точку в повествовании.

Конфликт— разногласие, столкновение, противоречие, лежащее в основе произведения, определяющее развитие сюжета, формирующее систему образов, идейную направленность и композиционную организацию произведения.

Драматическийконфликт— это такой конфликт, который ведет к прямой борьбепротивонаправленныхсторон, заканчивающийся поражением (или победой) одной из них — поражением физическим или духовным. Как правило, он?выступает в форме единого конфликта, проходящего через все произведение.

Окомедии«Недоросль»

В 1778 году, по возвращении из путешествия по Франции, Фонвизин приступает к написанию комедии «Недоросль», которую заканчивает в 1782 году. Писатель непосредственно участвовал в подготовке спектакля: он сам занялся режиссурой. Кроме того, без внимания Фонвизина не осталось и распределение ролей: драматург хотел поставить на положительные роли сильных, талантливых актеров. Так, Стародума играл знаменитый российский актер того времени Иван Дмитриевский, а Правдина — талантливый актер Плавильщиков.

Правительством комедия «Недоросль» была встречена откровенно враждебно, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что премьеру пьесы всячески затягивали. Она была намечена на май 1782 года, а в итоге состоялась в сентябре.

В борьбе за постановку комедии принимал деятельное участие друг Фонвизина Никита Панин. Воспользовавшись своим влиянием на наследника престола Павла I, через него он смог добиться постановки пьесы.

24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу силами приглашенных актеров как придворного, так и частного театров наконец-то состоялась премьера комедии «Недоросль». Успех был огромен.Легенда рассказывает, что после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не Потёмкину.

В дальнейшем комедию поставили также в Москве, на сцене театраМедокса. И вновь — ажиотаж, шумный успех, восторженные крики «браво». Вскоре комедия перекочевала на сцену Московского университета. Появилось множество любительских постановок.

Пьеса была впервые опубликована в 1783 году.

Made on
Tilda