Гоголь Н.В. Шинель

История создания повести «Шинель».

Повесть «Шинель» относится к так называемым «петербургским повестям» Н. В. Гоголя. Этопринятое в?филологической литературе условное название сборника из?нескольких повестей, объединенных общим местом действия?—Санкт-Петербургом 1830-1840-х годов.

Традиционно к петербургским повестям относятся:«Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» (наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли в сборник 1835 года «Арабески»), «Нос»(впервые опубликована в?журнале «Современник» A.?C.?Пушкина в?1836 году), «Шинель» (опубликована в 1842 году в собрании сочинений Гоголя).Иногда к?ним присоединяют близкую по?содержанию повесть «Коляска». Сам писатель не?употреблял подобный термин для обозначения цикла своих произведений, связанных петербургской тематикой (такое обозначение появилось благодаря критикам).

«Шинель» — последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841, замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

Литературный критик и мемуарист П. В. Анненков вспоминал интересную историю, связанную с созданием произведения: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошеголепажевскогоружья рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он былк жизни. Все смеялись анекдоту,исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель»».

Повесть оказала огромноевлияние на дальнейшее развитие литературного процесса. Ф. М. Достоевский выразил следующую мысль: «?Все мы вышли из «Шинели»» Гоголя».

Литературный тип «маленького человека»

Литературныйтип—совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию,духовному облику, устойчивых особенностей личности («лишний человек», «благородный разбойник», «тургеневская девушка» и т.д.). Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

Тема «маленького человека»традиционна в русской литературе.

Данный литературный тип появляется в 1830-е годы в творчестве Пушкина (СамсонВыриниз «Станционного смотрителя», Евгений из «Медноговсадника»).

Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, робость,неприметность, беззащитность, бесправность, подчиненность «сильным мира сего». Такие люди, как правило, являлись представителями мелкого чиновничества, были «винтиками» в огромной бюрократической машине. Потерпев крах своих надежд и мечтаний, они могли пойти на бунт, такой же маленький и безуспешный, но в итоге заканчивали свою жизнь трагично.

Тип «маленького человека», помимо Пушкина и Гоголя, можно найти у Достоевского,Чехова, Горького и многих других писателей.

Made on
Tilda