Лермонтов М.Ю. Поэмы

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

«Песня...» была написана в 1837. Поэма знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется в:

  • Определенных формальных особенностях (в языке, стихе),Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству, хотя в поэме нет буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов.

  • Воспроизведении народного сознания.Характерная черта поэмы – историзм. В произведении нет идеализации прошлого: правдивость в создании персонажей, подробности жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину. Поэт смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности.

Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение героическими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения. В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности,о правах человеческой личности.

«Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии:

«Не знаем автора этой песни,но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

«Песня про царя Ивана Васильевича...» и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи. Белинский так писал о поэме:

«Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник всокровеннейшиеи глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства... — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности,несомненнеевсякой истории».



В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников,Кирибеевич— это люди, представленные поэтом крупным планом.Важное место в системе образов поэмы занимаетИван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя чертсправедливостии вместе с темдеспотизма. Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другимиписателями русской литературы: его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал.

Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу.Царский опричникКирибеевич— продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей.Купец Калашниковвыражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте.С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над своим противником.Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи.

Еще недавноКирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лермонтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образеКирибеевичаесть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но неКирибеевича, хотя погиб и он.

Алена Дмитриевнапослушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.

«Мцыри»

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. В 17 лет поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре. На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой, позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова изложил П.А. Висковатов:

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вотон решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие ... в Грузию».

Дата завершения поэмы – 1839 год.В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэрипо-грузински: монах»). Послушник — на грузинском языке — «мцыри».

«Мцыри» —.любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал его вслух. В мае 1840 года Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» — бой с барсом — на именинах у Гоголя в Москве.

Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм. В отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведениемсо всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь,противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью.

Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сынеИонафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения.Ионафаннарушил запрет и фразу «Вкушая,вкусихмало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» — некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.

Поэма о свободолюбивомгорце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А.В. Попов)

«Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы ипогибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников)

В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений,проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум)

Родина и свободаобъединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночествотоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть.

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что

Мцыри — «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью».

По мысли Н.П. Огарева,

Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный или единственный идеал».

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения.Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила.Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы.Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу.

Белинский назвал «Мцыри»любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри — это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».

Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа.

Made on
Tilda