Пастернак Б.Л. Поэзия

Формирование творческой личности Б. Пастернака - поэта, переводчика, прозаика происходило под влиянием живописи, музыки, философии. Сын художника Леонида Осиповича Пастернака и известной пианистки Розалии Кауфман, он с детских лет любил рисовать, профессионально занимался музыкой, мечтал о композиторской деятельности, написал три фортепьянных пьесы. В юности Б. Пастернак увлекался философией, в 1913 году окончил философское отделение историке - филологического факультета Московского университета. И хотя ни живопись, ни музыка, ни философия не стали в конечном итоге предметом его профессиональных занятий, они не ушли из его жизни, а, соединившись в новом качестве, определили своеобразие его поэтического стиля, особенности мировосприятия.

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, но подлинную славу ему принес сборник 'Сестра моя - жизнь' (1922). Поэзия 'раннего' Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Поэтическая речь 'раннего' Пастернака зачастую сбивчива, сумбурна. Она похожа на речь чем-то потрясенного, захлебывающегося от волнения человека. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В. одном из первых стихотворений Пастернака 'Февраль' (1912), есть строчки, точно выражающие характер его ранней лирики: 'И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд'. Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - вот, пожалуй, наиболее характерные черты, отличающие поэзию 'раннего' Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отношение с окружающим миром. Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как 'После дождя', 'Плачущий сад', 'Душистою веткой машучи...' и многие другие.

В 30-50-е годы стиль Пастернака меняется. Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - 'неслыханная простота', в которую впадают 'как в ересь' ('Волны'). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов. В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повседневное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении 'Снег идет' в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении 'Свадьба' обычная бытовая зарисовка ('Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...') завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия:

«Жизнь ведь тоже только миг, // Только растворенье// Нас самих во всех других// Как бы им в даренье.»

Таким образом, простота стиля 'позднего' Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его произведений. Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: 'На ранних поездах' (1936 - 1944), 'Стихотворения Юрия Живаго' (1946 - 1953), 'Когда разгуляется' (1956 - 1959). Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним. В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия. И все же некоторые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом прежде всего как мир Божий. Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: 'Гамлет', 'Август', 'Рождественская звезда', 'Рассвет', 'Гефсиманский сад', 'В больнице' и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого, которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение 'Когда разгуляется' (1956). В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования, о чуде божественного присутствия в мире. 'Простор земли' сравнивается поэтом с 'внутренностью собора', а 'зелень листьев' - с 'живописью в цветном стекле', с 'церковной росписью оконниц'. Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

«Природа, мир, тайник вселенной, // Я службу долгую твою,// Объятый дрожью сокровенной,// В слезах от счастья отстою.»

В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности. Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ('Большое озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье облаков...'). Цветовая и световая палитры Пастернака красочны и многоцветны. 'Белая груда' облаков, напоминающая горные ледники; проглядывающая 'меж туч' синева неба; 'зелень листьев'; разлитый по земле солнечный свет - все это призвано создать ощущение праздника природы и выразить счастье слияния с ней.

Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла 'Стихотворения Юрия Живаго'. Так, в 'Рассвете' (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта. Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ('Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил'). Наступивший в душе поэта рассвет пробуждает в нем любовь к людям, остроту ощущения своей слитности с миром: 'Со мною люди без имен,// Деревья, дети, домоседы,// Я ими всеми побежден // И только в том моя победа'. Подобно тому, как образы и сюжеты Евангелия строятся на соединении чуда и повседневности, так и в евангельских темах произведений Б. Пастернака, в том числе и в стихотворении 'Рассвет', прозаичность деталей лишь подчеркивает высоки и духовны и смысл происходящего.

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении 'Гамлет' (1946), открывающем цикл 'Стихотворения Юрия Живаго'. Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл. Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего 'сумрака ночи'. В 'Гамлете' выражена осознанная Пастернаком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака. Но решение это дается непросто: один, все тонет в фарисействе. // Жизнь прожить- не поле перейти'. Понимание Пастернаком призвания художника связано с христианской темой жертвы и самоотречения. Об этом свидетельствует включенная в текст стихотворения цитата из Евангелия ('Моление о чаше'). Христос, зная о приближении крестных мук своих и испытывая от этого смертельную тоску, пришел в Гефсиманский сад и обратился к господу с мольбою: 'Авва Отче, пронеси чашу сию мимо меня, но не чего Я хочу, а чего Ты'. Пастернак почти дословно цитирует эти строки в 'Гамлете': 'Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси'. Его герой испытывает вполне понятное чувство страха перед жестокой судьбой и вместе с тем отчетливо сознает 'неотвратимость конца пути'. Цитата из Евангелия позволяет соотнести стихотворение 'Гамлет' с 'Гефсиманским садом', венчающим цикл. Они объединены общей темой долга и осуществления высокого предназначения, неотвратимости крестного пути как залога бессмертия. Долг поэта заключается в спасении мира искусством.

Видя предназначение поэта в служении высшему духовному началу, сознавая, что за свои деяния он несет ответственность перед своей совестью и Богом, Пастернак в стихотворении 'Ночь' (1956) называет поэта 'вечности заложником', находящимся «у времени в плену». Он сравнивает его со звездой, с летчиком, парящим в ночном небе и оберегающем сон планеты, 'как будто небосвод относится к предмету его ночных забот». Подобно ему и художник не должен предаваться сну: 'Не спи, не спи, работай, // Не прерывай труда, // Не спи, борись с дремотой, // Как летчик, как звезда'. В 'Ночи' можно наблюдать такую характерную особенность поэтической манеры Пастернака, как широкое использование просторечных выражений и устойчивых словосочетаний, которые часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: 'Идет без проволочек и тает ночь...' ; 'Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела... ' и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, - эхо жизни, она 'валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли'. Поэтому в его стихах нет деления образов на поэтичсские и непоэтические, так же, как нет жесткой грани между живой жизнью и произведением искусства.

В стихотворении 'Во всем мне хочется дойти до самой сути...' (1956) выражены столь свойственные Пастернаку открытость миру, чувство слитности с ним. Только при этом условии поэт может познать тайну жизни, дойти 'во всем до самой сути', 'до основания, до корней, до сердцевины'. Только при этом условии и может состояться 'живое чудо' рождения искусства:

«Я б разбивал стихи, как сад.// Всей дрожью жилок// Цвели бы липы в них подряд,// Гуськом, в затылок».

В стихотворении 'Быть знаменитым некрасиво...' (1956) Пастернак определяет цель творчества как 'самоотдачу, а не шумиху, не успех'. Поэтому художнику 'быть знаменитым некрасиво', ибо знаменитым может быть только само творчество. Поэт должен 'так жить, чтобы в конце концов // Привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов'. Суета, шумный успех у толпы - все это мнимые ценности. Тот, кто сознает себя 'вечности заложником', чувствует ответственность прежде всего перед будущим. Он - открыватель новых дорог. Окунаясь в неизвестность, художник творит новые миры. При этом ему важно сохранить себя как личность и 'ни единой долькой / /Не отступаться от лица, // Но быть живым, живым и только, // Живым и только до конца'.

Самым сокровенным произведением Б. Пастернака, в которое он вложил свое понимание важнейших жизненных проблем, является 'Доктор Живаго' (1956). К.А.Федин назвал этот роман 'автобиографией великого Пастернка'. Разумеется, эти слова не следует понимать буквально, в том смысле, что в 'Докторе Живаго' нашли отражение конкретные факты из жизни писателя. Роман о докторе Живаго — это духовная автобиография Б. Пастернака. В письме к О. М. Фрейденберг от 13 октября 1946 года писатель так определил замысел своего произведения: 'Я хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. Атмосфера вещи - мое христианство'. Это 'мое христианство' в коночном итоге определило не только 'атмосферу вещи', но и составило суть, душу романа. Христианство понимается Пастернаком и его героями как апофеоз свободной личности: 'кончилась власть количества <...>. Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришли им на смену'. Поэтому раздумья о судьбах человеческих соотносятся в романе прежде всего с понятиями 'личность' и 'свобода'. В 'Докторе Живаго' дан широкий охват исторических событий от начала XX столетия до 40-х годов, если иметь в виду и события эпилога романа. В центре внимания автора - революция, гражданская война и то, как они отразились в душах и судьбах людей.

Судьба романа 'Доктор Живаго' драматична. Современники восприняли его как пасквиль на революцию, как политическую исповедь автора, поэтому в публикации произведения Б. Пастернаку было отказано. Однако роман привлек внимание зарубежных издателей, и уже в 1957 году он был опубликован за границей, а через год Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия 'за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы'. Присуждение этой международной премии было расценено у нас как политическая акция и повлекло за собой настоящую травлю писателя. В результате Б. Пастернак вынужден был отказаться от заслуженной высокой награды. Переживания этих лет не прошли для него бесследно. Пастернак тяжело заболел, и 30 мая 1960 года его не стало. Однако до конца своих дней он сохранил веру в конечное торжество добра и справедливости. В созданном незадолго до смерти стихотворении 'Нобелевская премия' (1959) он писал:

«Но и так, почти у гроба// Верю я, придет пора, // Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.»

Время подтвердило правоту поэта. В 1988 году на родине Пастернака был, наконец, опубликован роман 'Доктор Живаго', выдержавший с тех пор множество разных изданий. А в 1990 году сыну Бориса Леонидовича была вручена Нобелевская медаль отца.

Made on
Tilda