Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор

История создания рассказа «Матренин двор».

Рассказ «Матренин двор» был напечатан в 1963 г. в «Новом мире». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностьюавтобиографичени достоверен», да и отчество рассказчика —Игнатич— созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни —МильцевоКупловскогорайона Владимирской области. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Бедность, нищета крестьянства, утратившего хозяйственные традиции работы на земле.

Критика о рассказе.

Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть — на женщину, любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравниваятальновскийколхоз и соседние».

История создания повести «Один день Ивана Денисовича».

По мнению самого А.И.?Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не мог её осуществить. Так продолжалось долгих 7 лет. Произведение первоначально имело название «Щ-854 (Один день одного зэка)». Автор вспоминал: «Сел, и как полилось! со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить. Я невероятно быстро написал “Один день Ивана Денисовича”».

«Как это родилось?»?— продолжал рассказывать писатель.?— Просто такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно было описать весь лагерный мир?— одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей,?— а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё».

По признанию писателя, главный образ произведения был собирательный, он сложился из личного опыта автора, наблюдений за осуждёнными, а также отчасти прототипом образа стал никогда не сидевший солдат Шухов, воевавший с Солженицыным в годы войны. Остальные герои были взяты все из лагерной жизни, с их настоящими биографиями.

Первому появлению рассказа в печати предшествовала настоящая драматическая история. Писатель, хранивший всё написанное в специальных тайниках, осенью 1961 года через своего бывшего тюремного друга передал «облегчённую» после авторской редакции рукопись рассказа «Щ-854» в журнал «Новый мир». «Я отдал,?— вспоминал Александр Исаевич,?— и охватило меня волнение, только не молодого славолюбивого автора, а старогоогрызчивоголагерника, имевшего неосторожность дать на себя след».

Композиция повести.

Для изображения одного дня лагерной жизни автор выбрал «кинематографические» приемы: писатель ведет читателей последовательно от утра к ночи, тщательно выписывает детали, дает крупным планом вроде бы незначительные предметы и подробности. При этом в изложении нет затянутости, долгих описаний. Повествование идет динамично. Рассказ о прошлом героя вынесен за пределы сжатого пространства лагеря.

Сказовая манера повествования.

Такая форма повествования сближает точку зрения автора и его героя и дает возможность увидеть то, чего не мог видеть герой, показать то, что вряд ли было доступно пониманию Ивана Денисовича. Язык рассказа разговорный: в нем много эмоционально окрашенных слов, использованы диалектизмы и лагерный жаргон.

Второстепенные персонажи.

Судьбы второстепенных персонажей рассказа типичны для того времени. Система одинакова беспощадно и к коммунистуБуйновскому, и кбендеровцуПавлу, и к баптисту Алешке, и к интеллигенту Цезарю Марковичу, который в рассказе противопоставлен Ивану Денисовичу.

Made on
Tilda