Введение в литературу XX века»
Модерн и модернизм
! Важно! Нельзя путать понятия «модерн и «модернизм».
Модерн (фр. Moderne = «современный») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Модернизм (итал. modernismo = «современное течение»; лат. modernus = «современный, недавний») — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века, поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.
Модернизм
Само слово 'символ' в традиционной поэтике означает 'многозначное иносказание', то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
Для поэтики символизма характерны:
Стихотворения:
Старшие символисты
Дмитрий Мережковский | Константин Бальмонт | Валерий Брюсов |
*** Дома и призраки людей - Всё в дымку ровную сливалось, И даже пламя фонарей В тумане мёртвом задыхалось. И мимо каменных громад Куда-то люди торопливо, Как тени бледные, скользят, И сам иду я молчаливо, Куда - не знаю, как во сне, Иду, иду, и мнится мне, Что вот сейчас я, утомлённый, Умру, как пламя фонарей, Как бледный призрак, порождённый Туманом северных ночей. 1889 | Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают – и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползёт. Трясиной заманит, сожмёт, засосёт. 'Кого? Для чего? – камыши говорят. – Зачем огоньки между нами горят?' Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет всё ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши. 1895 | *** Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна Таилась в печали моей. Но раз в золотое мгновенье Я высказал тайну свою; Я видел румянец смущенья, Услышал в ответ я 'люблю'.
И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой Быть юной всегда суждено. 27 апреля 1893 |
Младшие символисты
Александр Блок |
*** И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. В. Соловьёв
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901 |
Основные принципы акмеизма:
Стихотворения
Сергей Городецкий | Николай Гумилёв |
*** Налегла и дышать не даёт Эта злобная, тёмная ночь. Мне её ни с земли, ни с высот Не согнать, не стащить, не сволочь.
Есть для глаз пара медных грошей, Лихо пляшет по телу озноб. Мчится в крыльях летучих мышей Мимо окон измёрзнувший гроб.
Золотой чешуёю звеня И шипя издыхающим ртом, Гаснет в мокрой печи головня, Холод барином входит в мой дом. Не стянуть отсыревших сапог И пальтишком костей не согреть. Но весны нарастающий рог Мне трубит, что нельзя умереть. 1919 | *** Сонет Я, верно, болен: на сердце туман, Мне скучно всё – и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый, Свирепый гунн... Я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены: Вот океан, весь в клочьях белой пены. Закатным солнцем залитый гранит
И город с голубыми куполами. С цветущими жасминными садами, Мы дрались там... Ах, да! Я был убит. 1912 |
Анна Ахматова *** Сжала руки под тёмной вуалью... 'Отчего ты сегодня бледна?' – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: 'Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру'. Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: 'Не стой на ветру'. 8 января 1911 (сборник 'Вечер') | Осип Мандельштам *** На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Берёзы ветви поднимали И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, –
Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. 1909 |
Основные признаки футуризма:
Стихотворения
Велимир Хлебников | Владимир Маяковский | |
Кубо футуризм | *** Свиристели
Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая легких времирей. Стая легких времирей! Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны, Славу легких времирей! 1908 | *** А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913
|
Эго-футуризм | Велимир Хлебников *** Увертюра
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс! Январь 1915. | |
Ме з о н и н п о э зи и
| Вадим Шершеневич *** Маски
Маски повсюду, веселые маски, Хитро глядят из прорезов глаза; Где я? В старинной, чарующей сказке? Но отчего покатилась слеза?
Глупые маски, веселые маски, Манит, зовет меня ваш хоровод. Вот промелькнули влюбленные глазки; Странные маски, куда вас влечет?
Платья безвкусны, размеренны речи; Мчатся в бессмысленной пляске Руки, зовущие груди и плечи; Глупые маски, веселые маски.
Слезы личиной глухою закрою, С хохотом маску надену свою! Глупые маски! Стремитесь за мною, Слушайте: пошлости гимн я пою.
Маски повсюду, веселые маски, Хитро глядят из прорезов глаза; Где я? В старинной, чарующей сказке? Но отчего покатилась слеза? 1910 | |
Центрифуга | Борис Пастернак *** Импровизация
Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.
И было темно. И это был пруд. И волны. – И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, чёрные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно. Пылали кубышки с полуночным дёгтем. И было волною обглодано дно У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки скорей умертвят, чем умрут, Рулады в крикливом, искривленном горле. 1915 |
Основные признаки имажинизма:
Стихотворения
Анатолий Мариенгоф
***
Пятнышко, как от раздавленной клюквы,
Тише. Не хлопайте дверью. Человек...
Простенькие четыре буквы:
– умер.
1918