Стоит отметить, что общество не всегда было таким, каким мы видим его сейчас. Поэтому,?в?зависимости?от исторического?периоды?времени,?выделяют?типы?общества.
Американским ученым Льюисом Генри Морганом была предложена следующая классификация:
Общество дикое (присвоение готовых продуктов природы)
Варварство (период введения скотоводства и земледелия)
Цивилизация (особый социальный организм, основанный на культуре, период промышленности и искусства)
Французский социолог Клод Леви-Стросс выделял два типа общества:
Дописьменное (общество, которое не имеет письменности)
Письменное (общество, которое может передавать опыт новым поколениям через письменный язык)
Немецкие ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделяли следующие типы общества (формационный подход):
Первобытно-общинное общество (отсутствуют классы)
Рабовладельческая формация (рабовладельцы и рабы)
Феодализм (феодал и зависимые крестьяне)
Капитализм (буржуазное общество, буржуазия эксплуатирует пролетариат)
Коммунизм (нет классов, общая собственность)
Также выделяют разные типы общества по следующим критериям
по уровню развития:
развивающиеся
отсталые
по стадии общественного развития:
традиционное
индустриальное
постиндустриальное (информационное)
Линия сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Характерные черты производства | ручной труд | широкое применение механизмов, технологий | автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | индивидуальный труд | преимущественно стандартная деятельность | резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | сельское хозяйство ? около 75% | сельское хозяйство ? около 10%, промышленность ? 85% | сельское хозяйство ? до 3%, промышленность – около 33%, услуги ? около 66% |
Социальная структура | сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность | классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур | сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Политическая жизнь | монархические формы правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |