Способность человека преобразовывать мир своими действиями ? качество, отличающее его от других живущих на Земле существ.
Деятельность?? это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами.
Признаки?деятельности:
сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
продуктивный характер — направлен на получение результата (продукта);
преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Именно человеческую деятельность отличает?сознательность?и?творчество. Ее результатом должно быть создание новых материальных и духовных ценностей. Также человеческая деятельность имеет в своем основании?сознательно сформулированную цель и план.
Любой вид деятельности предполагает взаимосвязь компонентов. Все это мы будем называть структурой деятельности.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, мотив и средства ее достижения.
Субъект?? это тот, кто совершает какой-либо вид деятельности.
Объект?? это то, на что направлено действие.
Средство?? это то, что используется в процессе деятельности.
Цель?? это то, на что направлена деятельность.
Мотив?? это то, что подтолкнуло к действию, его первопричина.
Различают деятельность?практическую?и?духовную:
Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества.
Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.
Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее?формы.
Если виды деятельности связаны с удовлетворением той или иной потребности, то формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями.
Формы деятельности
Весьма специфическим видом деятельности является мышление.
Мышление ? это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Мышление радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности.
Мышление имеет две стадии:
допонятийная (у ребенка)
понятийная (формируется в 11–14 лет)
Допонятийная стадия – суждения единичные, о конкретном предмете. Главную роль играет память. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны.
Понятийное появляется не сразу, а постепенно. Но оно еще не совершенно в возрасте 11-14 лет, так как основывается только на житейском знании.
Отличительными?чертами?мышления?являются:
социальная природа (для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике);
неразрывная связь с языком;
опосредованный характер (познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов);
личностный характер (проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении).
Стоит выделить операции, формы и типы мышления.
Наша мыслительная деятельность протекает именно с помощью логики, в структуре мышления это называется?логические операции.?Это наши умственные?действия?над воспринимаемыми предметами, явлениями, знаниями.
Операции мышления | Характеристика |
Анализ | Расчленение сложного объекта на части, знание об отдельных элементах предмета |
Сравнение | Установление сходства и различий между предметами |
Синтез | Переход от частей к целому |
Абстрагирование | Выделение главных и существенных свойств и связей объекта |
Обобщение | Объединение предметов по их общим признакам |
Конкретизация | Движение от общего к частному |
Формы мышления помогают нам понять, как мы фиксируем результат мыслительной деятельности.
Формы мышления | Характеристика |
Понятие | В сознании человека общих и существенных свойств предметов и явлений. Содержание понятий раскрывается в суждениях. |
Суждение | Отражение связей между предметами и явлениями действительности (или между их свойствами и признаками) в форме утверждения или отрицания. |
Умозаключение (индукция, дедукция, аналогия) | Вывод на основе нескольких суждений. Индукция – от частных случаев к общему. Дедукция – от общего положения к частному. Аналогия - на основании частичного сходства между предметами дается вывод без достаточного исследования всех условий, то есть от частного к частному на основе сходства. |
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
Тип мышления | Его?сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых цивилизаций. |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку. |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение формализованных знаний и точных наук с их искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности. |
Еще одним отличием человека от животного является наличие интересов и вторичных потребностей.