Мышление и деятельность

Способность человека преобразовывать мир своими действиями ? качество, отличающее его от других живущих на Земле существ.

Деятельность?? это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами.

Признаки?деятельности:

  • сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

  • продуктивный характер — направлен на получение результата (продукта);

  • преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;

  • общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Именно человеческую деятельность отличает?сознательность?и?творчество. Ее результатом должно быть создание новых материальных и духовных ценностей. Также человеческая деятельность имеет в своем основании?сознательно сформулированную цель и план.

Любой вид деятельности предполагает взаимосвязь компонентов. Все это мы будем называть структурой деятельности.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, мотив и средства ее достижения.

  • Субъект?? это тот, кто совершает какой-либо вид деятельности.

  • Объект?? это то, на что направлено действие.

  • Средство?? это то, что используется в процессе деятельности.

  • Цель?? это то, на что направлена деятельность.

  • Мотив?? это то, что подтолкнуло к действию, его первопричина.

Различают деятельность?практическую?и?духовную:

Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества.

Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.

Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее?формы.

Если виды деятельности связаны с удовлетворением той или иной потребности, то формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями.

Формы деятельности

  • Труд?? процесс, в котором человек целенаправленно воздействуют на предметы природы и преобразует окружающую действительность. В процессе труда человек изменяет природные условия своей жизни, изменяет и свою собственную природу, развивает свои способности.
  • Учение?? осознанный и целенаправленный процесс, направленный на приобретение знаний, умений, навыков для будущей деятельности.
  • Игра?? форма деятельности, где отсутствует практическая целесообразность, предоставляющая индивиду возможность для самореализации.
  • Общение ? это форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.

Весьма специфическим видом деятельности является мышление.

Мышление ? это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Мышление радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности.

Мышление имеет две стадии:

  • допонятийная (у ребенка)

  • понятийная (формируется в 11–14 лет)

Допонятийная стадия – суждения единичные, о конкретном предмете. Главную роль играет память. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны.

Понятийное появляется не сразу, а постепенно. Но оно еще не совершенно в возрасте 11-14 лет, так как основывается только на житейском знании.

Отличительными?чертами?мышления?являются:

  • социальная природа (для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике);

  • неразрывная связь с языком;

  • опосредованный характер (познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов);

  • личностный характер (проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении).

Стоит выделить операции, формы и типы мышления.

Наша мыслительная деятельность протекает именно с помощью логики, в структуре мышления это называется?логические операции.?Это наши умственные?действия?над воспринимаемыми предметами, явлениями, знаниями.

Операции мышления

Характеристика

Анализ

Расчленение сложного объекта на части, знание об отдельных

элементах предмета

Сравнение

Установление сходства и различий между предметами

Синтез

Переход от частей к целому

Абстрагирование

Выделение главных и существенных свойств и связей объекта

Обобщение

Объединение предметов по их общим признакам

Конкретизация

Движение от общего к частному

Формы мышления помогают нам понять, как мы фиксируем результат мыслительной деятельности.

Формы мышления

Характеристика

Понятие

В сознании человека общих и существенных свойств предметов и явлений. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение

Отражение связей между предметами и явлениями действительности (или между их свойствами и признаками) в форме утверждения или отрицания.

Умозаключение

(индукция, дедукция, аналогия)

Вывод на основе нескольких суждений.

Индукция – от частных случаев к общему.

Дедукция – от общего положения к частному.

Аналогия - на основании частичного сходства между предметами дается вывод без достаточного исследования всех условий, то есть от частного к частному на основе сходства.

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Тип мышления

Его?сущность

Образное

Задача дана наглядно, в конкретной форме.

Способом ее решения будет практическое действие.

Свойственно первобытному человеку и людям первых цивилизаций.

Понятийное

(теоретическое)

Задача поставлена как теоретическая.

Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний.

Свойственно современному человеку.

Знаковое

Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение формализованных знаний и точных наук с их искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Еще одним отличием человека от животного является наличие интересов и вторичных потребностей.

Made on
Tilda