Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.
Познание ? это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на?вопрос?о?возможности?познания?мира:
Агностицизм (греч.?agnostos?—?недоступный познанию) | Скептицизм (греч.?skeptikos?— рассматривающий, критикующий) | Оптимизм (лат.?optimus?—?наилучший) |
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. | Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. | Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире. |
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон:субъекта?и?объекта?познания.
Субъект?познания?? это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.
Объект?познания?? это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.
Уровни познания
Особенности?чувственного?познания:
непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;
наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;
воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Особенности?рационального?познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;
воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
По-разному рассматривается?вопрос?о?месте?чувственного?и?рационального?познания. Существуют прямо противоположные точки зрения:
Эмпиризм?(от греч.?empera?—?опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм?(от лат.?ratio?—?разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Виды?познания
Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию?истины.