Познание

Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.

Познание ? это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на?вопрос?о?возможности?познания?мира:

Агностицизм

(греч.?agnostos?—?недоступный познанию)

Скептицизм

(греч.?skeptikos?— рассматривающий, критикующий)

Оптимизм

(лат.?optimus?—?наилучший)

Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире.

Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон:субъекта?и?объекта?познания.

Субъект?познания?? это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.

Объект?познания?? это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.

Уровни познания

Особенности?чувственного?познания:

  • непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;

  • наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

  • воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Особенности?рационального?познания:

  • опора на результаты чувственного познания;

  • абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

  • воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

По-разному рассматривается?вопрос?о?месте?чувственного?и?рационального?познания. Существуют прямо противоположные точки зрения:

Эмпиризм?(от греч.?empera??опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм?(от лат.?ratio??разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Виды?познания

  • Научное познание - вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.

  • Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.

  • Социальное познание – вид познания, который заключается в стремлении объяснить окружающую социальную действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект совпадает.

  • Религиозное познание - вид познания, при котором объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).

  • Мифологическое познание - познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.

  • Художественное познание - вид познания, который отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию?истины.

Made on
Tilda