Рациональное экономическое поведение – поведение субъектов экономики в сфере экономических отношений направленное исключительно на максимизацию собственной выгоды.
I Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение потребителя – поведение, направленное на то, чтобы на ограниченную сумму денег приобрести максимально полезный набор благ для удовлетворения потребностей. (т.е. на максимизацию полезности от использования ограниченных денежных средств).
Для того, чтобы сформировать максимально полезный набор благ, потребитель:
При этом, на выбор потребителя влияет ряд факторов:
Данные факторы являются ограничениям при осуществлении потребительского выбора и формировании набора благ. (Данные факторы ограничивают возможности потребителя по формированию набора благ)
Также на выбор потребителя влияют такие факторы, как:
Основной проблемой потребительского выбора является ограниченность дохода потребителя.
Доход потребителя – сумма денег, которую получает потребитель за определённый период времени.
Источники дохода:
Потребители по-разному могут использовать свой доход. Часть дохода направляется на потребление, а часть дохода на сбережение.
Потребление | Сбережение |
- часть дохода, направляемая на приобретение благ | - часть дохода, которая откладывается для будущего потребления или в качестве резерва |
ВАЖНО! Невозможно полностью отказаться от потребления. Всегда существует минимальный уровень необходимый для выживания (питание, медикаменты, одежда и др…) | Наиболее распространенные способы сбережения: · Хранение денег дома · Открытие банковского депозита/вклада · Вложения в ценные бумаги · Вложение в драгоценные металлы · Вложения в недвижимость · Вложение в другие реальные ценности |
Доход потребителя стоит разделять на номинальный и реальный доход:
Номинальный доход потребителя – доход, выраженный в сумме денег, полученной потребителем.
Реальный доход потребителя – количество товаров, которое потребитель способен приобрести на полученную сумму денег. Т.е. реальный доход отражает номинальный доход с учётом реальной стоимости денег – т.е. с учетом инфляции.
Поведение потребителя в условиях высокой инфляции
Инфляция создает определенные сложности для потребителя. Наиболее пагубно высокая инфляция сказывается на сбережениях. Поэтому в условиях значительной инфляции можно наблюдать следующие особенности рационального поведения потребителя:
II Рациональное поведение собственника (предпринимателя)
Рациональное поведение предпринимателя – поведение, направленное на максимизацию получаемой прибыли.
Прибыль – экономический показатель характеризующий результат деятельности компании и равный разнице выручке (дохода) и издержек (расхода).
Прибыль = Выручка - Издержки |
Выручка (Доход) – сумма денег, полученная предприятием от реализации (продажи) произведенной продукции.
Издержки (Расход) – сумма денег, затраченная предприятием на производство продукции.
Для того чтобы повысить (максимизировать) прибыль, предприниматель должен либо повысить выручку либо снизить издержки, либо добиться и того и другого. Рассмотрим изменения этих показателей.
Повышение выручки может быть достигнуто двумя путями:Повышение количества проданного товара | Повышение цены товара |
Инструменты, используемые для повышения количества продаваемого товара:
(стоит учитывать, что данные методы могут вызывать увеличение издержек, например выделение денег на рекламу) | Действует только на товары с неэластичным спросом (ситуация, когда изменение цены не вызывает изменение спроса при прочих равных), т.к. действие закона спроса снизит |
Уменьшение издержек:
Для того, чтобы уменьшить издержки, предприниматель должен сделать производство более эффективным – то есть повысить производительность труда.
Методы повышения производительности труда: