Социальные группы

Социальная общность ? это совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности:

  • Сходство условий жизнедеятельности.
  • Общность потребностей.
  • Наличие совместной деятельности.
  • Формирование собственной культуры.
  • Социальная идентификация членов общности, самопричисление к этой общности.

Формы и виды социальных общностей

Социальные общности отличаются разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

  • по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс
  • по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация)
  • по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

Виды социальных общностей:

  • Классовые общности и слои.
  • Исторические формы общности.
  • Социально-демографические общности.
  • Корпоративные общности.
  • Этнические и территориальные общности.
  • Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом всё множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальная группа ? это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Первичная группа ? это группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.

Общественный класс ? это большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (например, буржуазия и рабочие).

Типы групп:

  • Условная группа ? объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии, социологии или других наук и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.
  • Неформальная группа ? это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса, и существует на основе личных интересов ее участников (например, клуб фанатов, поэтический кружок и т.д.).
  • Формальная группа ? социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
  • Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций (например: работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее руководство в таком случае как раз является референтной группой)
  • Малая группа ? небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
  • Большая группа ? совокупность людей, существующая в масштабах общества, страны: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две основные стадии развития больших групп: спонтанная (например, «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации, имеющие целью осуществление интересов данной большой группы.
  • Профессиональная группа ? объединенная по определенной принадлежности к какой-либо профессии.

Воздействие группы на человека

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Воздействие группы на человека

Позитивное

Негативное

Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью.

Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т.е. имеет место групповой эгоизм.

В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения.

Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались.

От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя.

Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества ? это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.

Made on
Tilda