Синтаксические нормы

1 – Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно употребляются только с существительными в дательном падеже:

благодаря, согласно,

вопреки, наперекор,

подобно

+ Д.п. сущ.

(кому? чему?)



Например: согласно законУ, воопреки непогодЕ

Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется только с существительными в предложном падеже:

ПО

в значении

«после чего-либо»

+ П.п. сущ.

(о ком? о чем?)

Например: по приездЕ, по прилетЕ, по возвращении.

Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются только с существительными в родительном падеже:

в меру, в силу,

в течение,

в продолжение,

в заключение

+ Р.п. сущ.

(кого? чего?)

Например: в силу обстоятельств, в течение недели, по причине отсутствия

После глаголов, обозначающих эмоции (скучать, горевать, плакать, тосковать), предлог ПО требует предложного падежа, если после него стоят местоимения МЫ и ВЫ:

Скучаем по вас (П. п)

Тоскуют по нас (П. п)

2 – Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее:

либо в форме единственного числа: кто (ед.ч.) + читает (ед.ч.),

либо в форме множественного числа: те (мн.ч.) + знают (мн.ч.).

Например: На встречу с писателем пришли мн.ч. те, кто ед.ч. любит современный детектив.

Сказуемое при однородных подлежащих:

  • При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель.

  • При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) - форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.

3 – Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Несогласованные приложения – названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений в кавычках: «Орел и решка», «Щелкунчик»

Если в предложении есть определяемое слово, то несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже: Сын прочитал сказку (определяемое слово) «ЗолушкА».

Если в предложении нет определяемого слова, то несогласованное приложение изменяется по падежам: Сын прочитал «ЗолушкУ».

4Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Объединять можно только те глаголы, которые требуют одного и того же падежа после себя:

Она ждала (кого?) его и звонила (кому?) ему весь вечер. – Правильно

Она ждала и звонила ему весь вечер. Неправильно

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться,?желать, жаждать, хотеть, ожидать,?наделать,?опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться,?стоить, искать, просить, требовать?и др. (кого? чего?).

Глаголы с отрицанием:?не видеть, не замечать, не слышать?и др. (кого? чего?).

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать,?учиться,?радоваться, улыбаться,?говорить, отвечать, грозить, угрожать,?возражать,?кланяться, кивать, махать, сигналить,?звонить,?писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать,?нравиться,?казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить,?надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать,?сниться и др.?(кому? чему?).

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать?и др.?(кого? что?).

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать,?увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться,?восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить,?владеть, пользоваться, обладать, овладевать,?хвалиться, гордиться, хвастаться,?клясться,?торговать,?жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др.?(кем? чем?).

Полные и краткие формы прилагательных не употребляются в качестве однородных членов предложения.

Объединять можно только прилагательные в одной форме.

На небосклоне звезды были бледны и неярки

На небосклоне звезды были бледные и неяркие

5Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Первое и самое главное правило: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, должны совершаться одним лицом.

Пример:?Испугавшись шума, стая улетела.

Стая > улетела > испугалась.

  • Если нарушается основное правило ? основное и добавочное действие относятся к разным лицам.

Пример:?Спрыгнув с трамвая, у меня улетела шляпа.

Шляпа > улетела -/-> спрыгнула.

6 – Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Определение, выраженное причастным оборотом должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово. Нужно правильно найти определяемое слово и задать от него вопрос:

Я бродил по улицам - определяемое слово, (каким?) заросшИМ одуванчиками и цветущей травой

Причиной ошибки может быть неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения

Неправильно: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес

Правильно: Статья, опубликованная в газете, вызвала большой интерес

7 – Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются, если они не относятся к говорящему.

Пример: П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России.- косвенная речь, все глаголы и местоимения в форме 3го лица

8Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Совершенный вид глагола — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать?). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что Делать?).

Все глаголы в предложении должны стоять в одном времени и виде.

Неправильно: Надо помогать молодежи расти - несов.вид и проявить - сов.вид свои способности.

Правильно: Надо помогать - несов.вид молодежи расти - несов.вид и проявлять - несов.вид свои способности.

или

Надо помочь-сов.вид молодежи вырасти-сов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

9 – Ошибки в построении сложного предложения

Один из вариантов ошибки - употребление нескольких союзов с одним значением, что приводит к избыточности.

Лучше переоценить риск,?чем нежели не заметить его.?

  • Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы.?

Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

  • Еще одна ошибка - неоправданное употребление соотносительного слова?то.

Я понимаю о том,?что встречу перенесли из-за разногласий участников.

Я понимаю то,?что встречу перенесли из-за разногласий участников.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных,?которые находятся в последовательном подчинении,?то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я хотел,?чтобы?вы напомнили секретарю,?чтобы?она уточнили время встречи. =>

Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

  • Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.

Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. => Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел

  • Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное,?то важно обратить внимание на то, к какому слову в главном предложении относится?который,?иначе может возникнуть двусмысленность.?

Я показал гостям автограф писателя,?который мне очень дорог.?(Кто дорог - автограф или писатель?).

  • В сложных предложениях внимательно проверяем форму слова?который?(род,?число,?падеж):?форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим,?то именительный падеж,?если дополнением,?то форму диктует управляющее слово).

Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. => Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало (чего?).

10 – Ошибки в образовании форм числительного
Образование падежных форм числительных:?у порядковых числительных изменяется только последнее слово:?студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую;?контракт продлен до две тысячи десятого года.

Употребление собирательных числительных:?двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро допустимо только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн. ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные?НЕ?употребляются?с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;











Made on
Tilda