ОПИСАНИЕ | ПОВЕСТВОВАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ | |
Что показано | Признаки предмета | События и действия | Причины и следствия |
Вопрос | Какой? | Что произошло? | Почему? |
Порядок фрагментов | Неважен | Важен (смысл текста искажается | Важен (смысл текста искажается |
Языковые признаки | Прилагательное, причастие, глагол несов.вида | Глагол сов.вида | Риторические вопросы; вводные слова, указывающие на логическую связь: следовательно, значит, во-первых и т.п.; |
Как запомнить | Текст-описание легко представить как неподвижное изображение: картину или фото. | Повествование может быть показано как немой фильм или видео. | Рассуждение невозможно изобразить визуально. |
Пример | Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. | Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. | Парадокс лжеца — утверждение «Я лгу». Если это высказывание истинно, значит, исходя из его содержания, верно то, что данное высказывание — ложь; но если оно — ложь, тогда то, что оно утверждает, верно; значит, неверно, что данное высказывание — ложь, и, значит, данное высказывание истинно. |