Тропы? | Лексические средства выразительности | Синтаксические средства
| Приемы |
|
|
|
|
Тропы?– это слова, словесные выражения, используемые в?переносном значении.
1.??Эпитет?– это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
Сквозь?волнистые?туманы пробирается луна.
А волны моря с?печальным?рёвом о камень бились.
Эти?бедные?селенья, эта?скудная?природа…(Ф.Тютчев);?
Прозрачная?дева (А.Блок);?
2.?Олицетворение?– наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Отговорила роща?золотая березовым веселым языком.
Убитый немцами вечер…
Скрипка немножко нервно пела…
Лес ласково шептал…
?Забормотал спросонок гром.
3.?Сравнение?– сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают.
Снежная пыль?столбом стоит?в воздухе. (Творительный сравнения:?пыль как столб.)
Её любовь к сыну была?подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)
Под ним Казбек,?как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)
4.?Метафора?– скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
В саду горит?костер рябины?красной.
Сыплет черёмуха снегом…
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает?утро года.
В каждый?гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.
Научитесь?отличать метафору от сравнения.
Пример?сравнения:?Дождь, как горох,?рассыпался по крыше.?Дождь горохом?рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
Пример?метафоры:?Стеклянный горох дождя?рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
Различайте?метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Фразеологизм не выделяется запятыми. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.
5.?Гипербола?– образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
6.?Метонимия?– «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
Ликует буйный Рим (город = жители города).
И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
7.?Литота?– чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
8.?Ирония?– скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
9. Синекдоха - стилистический приём — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот.
«Всё спит?—?и человек, и зверь, и птица».
«Германия?избежала поражения в матче с Австралией».?
Лексические средства выразительности.
1. Антонимы. Контекстные антонимы.
И не друг, и не враг, а так…
У планеты есть как друзья, так и паразиты. (противопоставлены только в контексте, поэтому антонимы являются контекстными).
2. Синонимы. Контекстные синонимы ? это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.
Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.
3. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.
Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать.
4. Разговорные слова.
5. Просторечные слова.
?6.??Неологизмы – новые слова в языке.
Репост, тачскрин, вебинар и т.д.
7. Термины ? слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.
Катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол и т.д.
8.?Устаревшие слова (архаизмы)
давеча?— недавно
десни?ца?— правая рука
длань?— ладонь
ежели?— если («ежели вы вежливы»)
живо?т?— в значении «жизнь»?
9. Диалектизмы?– слова, употребляемые жителями отдельной местности:
?стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.
Кутята ? щенки,
гутарить ? разговаривать,
балка ? овраг.
Синтаксические средства
Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.1. Лексический повтор.
Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
2. Вопросно-ответная форма изложения.
Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
3. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
Враги его, друзья его?(что, может быть, одно и то же)?его честили так и сяк.
4. Сравнительный оборот.?В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
5. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
Давай не ссориться. Не забывайте меня.
6. Риторический вопрос?не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость??(Ответ ясен – терпеть надоело.)
7. Риторическое обращение?– это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта??(Обращение к памятнику Петру I)
8. Риторическое восклицание?встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
9. Цитирование?– дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры)
?1. Парцелляция — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
Запомни, что услышал сегодня.?Надолго. Навсегда.
2. Синтаксический параллелизм?– «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
3. Градация?– последовательность расположения слов по степени нарастания/убывания смыслового и эмоционального значения.
4. Светились, горели, сияли?огромные голубые глаза.?
Нехорошо, недостойно, глупо и гадко?смеяться над человеком.
5. Анафора?– единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Чтобы?не попасть в капкан,?чтобы?в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
6. Антитеза?– резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Мне грустно потому, что весело тебе.
Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.
7. Аллюзия?– намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта?строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…
8. ОксЮморон?– контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
Внимание!
Не путать сравнение (троп) и сравнительный оборот (синт.средство).
Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются – выделяются запятыми, часто начинаются сравнительными союзами?(как, будто, словно, точно, чем, нежели, как будто?и др.).
Не путать сравнительные обороты (синт.средство) и фразеологизмы(лекс.средство)!
В её глазах, как вспышка молнии, мелькнула ярость. (обособляется – сравнительный оборот)
Чего ты ходишь как в воду опущенный? (не обособляется – фразеологизм)